Забытые украшения прошлого

У каждой эпохи существует своя мода не только на одежду и причёски, но также и на аксессуары. Когда-то ни одна светская дама 18 века не обходилась без эгрета, в 20 веке даже на улицу не показывались без сотуара, а мужчины в 16 веке и вовсе носили одни из самых опасных украшений в истории. В этой статье мы расскажем о непривычных исторических украшениях, которые некогда были весьма популярны. 

На фото: колье «Олимпия» от Ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо лучника

Не все кольца служили своему владельцу украшением или были предметом роскоши. Некоторые из них создавались для удобства в ратном деле. Например, кольцо лучника, которое имело конусообразную или цилиндрическую форму и было известно в культурах азиатских стран. Монголы, корейцы, китайцы, индусы носили такие изделия на большом пальце для того, чтобы точно стрелять из лука и увеличивать силу натягивания тетивы. Однако кольцо лучника могло быть не только частью экипировки, но и предметом роскоши, так как некоторые из них всё же украшали драгоценными камнями. 

На фото: использование кольца лучника на практике

Историки говорят, что в Европе кольца лучника не были столь известны, а вот на Руси были хорошо знакомы многим. Сейчас же такие кольца изготавливают лишь по спец.заказу, и популярностью они пользуются среди резидентов закрытых стрелковых клубов.

На фото: кольцо лучника с драгоценными камнями

Кольцо с тайником

Мода на кольца-шкатулки возникла в Европе в 16 веке. Особенность таких украшений заключалась в том, что внутри кольца располагался тайник для хранения в нём ароматических веществ или же ядов. 

На фото: Кольцо с тайником

Одно из таких изделий принадлежало итальянскому семейству Борджиа. Историки говорят, что выходец из этой семьи, римский папа Александр VI Борджиа, прославился тем, что носил кольцо с алым рубином, под которым скрывался отсек с ядом. Незаметно отодвинув драгоценный камень, папа Александр VI «убирал» неугодных ему людей, подсыпая им отраву в вино из тайного отсека кольца. Но, кстати, и сам высокопоставленный священник умер, отравившись ядом, предназначенным его недругу. Говорят, что лучшие экземпляры, о которых до сих пор ходят легенды, были сделаны высококлассными мастерами как раз по чертежам четы Борджиа.

 

Кольца с тайниками и в наше время достаточно заманчивое эксклюзивное украшение. Однако в отличие от колец Борджиа, внутрь сложносочинённого кольца от Ювелирного Дома Maxim Demidov можно положить изящное миниатюрное украшение, например, подвеску.

Кольцо с тайником «Форца» от Ювелирного Дома Maxim Demidov

Бант склаваж

Бант склаваж  брошь в виде изящного банта из россыпи драгоценных камней с подвеской вошло в моду в 18 веке. Украшение крепилось на бархатную ленту и плотно обвивало шею, как чокер. А из-за того, что бант склаваж напоминал оковы и пошло название: «esclave» в переводе с французского означает «невольник». Сейчас такие украшения можно встретить в кутюрных коллекциях или на подиуме на неделях моды. 

На фото: Мария Кристина австрийская

Кольцо часы

Сочетание двух украшений было придумано ещё в 18 веке, но до начала 20-го века особо не пользовалось популярностью. Причиной был несовершенный механизм, который снова и снова приходилось заводить вручную. 

После того как были изобретены первые механические часы, людям захотелось иметь их уменьшенную копию, чтобы постоянно носить с собой. Историки утверждают, что первым заказчиком такого необычного украшения стала императрица Елизавета Петровна. В конце 17 столетия часовщики всего мира стали соревноваться в фантазии и предлагали: брелоки, подвески, кулоны, карманные модели, кольца и т.д.

На фото: кольцо-часы

Со временем мода на такие украшения прошла и вершину Олимпа заняли наручные часы. Но в середине 20 века кольцо-часы вновь оказались на пике популярности. Считается, что основным производителем таких изделий на территории СССР была компания «Чайка». 

Аграф

Аграф появился в Средневековье, заменив собой фибулу – застёжку для плаща. Однако если фибула была сделана из металла и редко когда украшалась, то аграф считался полноценным ювелирным изделием. Особенно популярны были аграфы бургундских ювелиров – золотые с эмалью, рельефные в виде цветов или животных, с изображениями религиозного содержания, гербами, девизами, различными надписями.

Аграфами скрепляли ворот рубашки, плаща и накидки, а монархия использовала аграф как застёжку для мантии или носила его как корсажную брошь. 

На фото: Аграф Елизаветы Петровны

В Алмазном фонде Кремля хранится великолепный бриллиантовый аграф, с которым часто изображали на парадных портретах Елизавету Петровну. 

Аграфы любила носить Айседора Дункан, американская танцовщица и жена Сергея Есенина. Историки говорят, что Айседора носила это украшение с греческой туникой в пол.

Диадема и тиара

Многие думают, что корона, диадема и тиара – это одно и то же, но хоть эти украшения и созданы для ношения на голове, но всё же имеют отличия:

  • Диадема – образовано от греческого глагола «диадеин» – «обвязывать». Поэтому диадема охватывает голову, образуя замкнутый круг. Это своеобразный неформальный вариант короны, который используется в тех случаях, когда мероприятие не требует излишней официальности.
  • Тиара – изначально появилась как персидский головной убор. Но позже так стали называть и драгоценные головные украшения монархов и аристократов. Тиара также охватывает голову, как и диадема, но не полностью, образуя при этом незамкнутый круг. 
  • Корона – церемониальный головной убор, который внешне может быть похож на тиару или диадему, но носить имеет право такое изделие  только коронованная особа высшего ранга. Надевается корона только во время особых государственных мероприятий.

На фото: Тиара

Сегодня в высшем обществе носят как тиары, так и диадемы. И эти украшения поистине представляют собой подлинную ценность. Например, Ювелирный дом Chaumet до сих пор выпускает изящные тиары и диадемы. 

На фото: диадема 

Ривьера

Ривьера – это даже не украшение, а его вид. Ривьерой может быть колье, кольцо или браслет, ведь характер такого изделия определяется композиционными особенностями. Своё название ривьера берёт от французского слова «riviere», что означает «река» и поэтому в ювелирной среде это ряд из одинаковых драгоценных камней, словно струящихся друг за другом. Ювелиры стараются делать оправу как можно более незаметной, благодаря чему кажется, что камни переливаются и играют, словно струя воды в солнечный день.

В наше время ривьеры тоже весьма актуальны и даже присутствуют в сокровищнице Ювелирного дома Maxim Demidov. Например, бесконечно сияющая нить из многоликих сапфиров. 

На фото: сапфировое колье «Рэйнбоу» от Ювелирного дома Maxim Demidov

Сотуар

Без этого украшения невозможно представить себе светскую львицу 1920-х годов. Сотуар – это длинное ожерелье до 80 см.,где основой служила драгоценная цепочка, на которую крепились драгоценные камни. Другой вариант сотуара – цепочка с красивой подвеской или кулоном. 

Сотуары часто использовались для демонстрации крупных, редких камней, представляя их в самом выгодном свете. Часто сотуар могла завершать кисть с «бахромой» из кабошонов драгоценных камней.

На фото: сотуары на Коко Шанель

Изначально такую «нить» носили, перекинув через плечо, поверх мехового боа. Светские леди эпохи ар-деко любили платья с открытой спиной, а модный сотуар подчёркивал их красоту и изящество. 

Сотуар 1940-х – это как правило жемчужная нить, перехваченная бриллиантовым кулоном. Особенно любила сотуары Габриэль Шанель, знаток грамотных пропорций.

Фермуар

Фермуар – крупная застёжка на украшении, которую можно расценивать как самостоятельное украшение и красуется на самом видном месте – спереди или сбоку. Название произошло от французского «fermoir»«застежка».

Изначально фермуары появились в Средневековье. В те времена ювелиры изготавливали ожерелья, на которых застежка была самой дорогой частью. Однако дамы того времени начали носить их задом наперед, чтобы вложения не остались незамеченными. С приходом такой моды мастера стали делать специальные украшения, которые застегивались спереди или сбоку. 

В Российской империи фермуары появились при Петре I, когда он вводил новшества на европейский лад. Дамы затянулись в корсеты, открыли глубокие декольте, и фермуар оказался на изящной шее красавиц. Именно это украшение стало одним из самых популярных.

На фото: Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник Франц Крюгер

Фермуар декорируют с особой тщательностью, используя драгоценные камни и благородные металлы. Благодаря мастерству ювелиров ожерелья с таким драгоценным замком стали чрезвычайно популярны в течение почти 2-х веков.

Шатлен

Шатлен в 18 веке был одним из тех украшений, которые демонстрируют статус владельца. Мужчины носили на шатленах часы, а женщинам он заменял, возможно, всё содержимое сумочки. Состоит шатлен из клипсы, которая крепится к поясу, и связки с брелоков на цепочках. Некоторые брелоки служили декоративным элементом, такие как медальоны с портретами близких, а другие имели практическую функцию – крючок, застёжка, зубочистка и т.д. Прообразом шатлена стала связка ключей. Однако изготавливали такие изделия из драгоценных металлов и украшали сияющими самоцветами. 

На фото: шатлен 19 века

Эгрет

Эгрет – украшение, о котором мы не раз говорили в наших статьях, вошло в моду в 18 веке. Это изящное украшение, которое похоже на драгоценную брошь, где основным элементом являются закреплённые в ней перья экзотических птиц. Крепится эгрет к прическе или головному убору.

На фото: портрет мадам Пакен

В Российской империи моду на эгреты ввела императрица Елизавета Петровна. В её личной коллекции украшений был эгрет «Фонтан» с уникальным сапфиром почти в 260 карат. 

Новая волна увлечения эгретами пришлась на начало 20 века. Их любили носить светские дамы эпохи ар-деко

На фото: эгрет «Фонтан» Елизаветы Петровны

Камеи

Необычное украшение, выполненное в технике барельефа, наверное, одно из самых старинных в истории человечества. Свою популярность камеи обрели ещё в Древней Греции и Риме, когда мастера начали изготавливать величественные портреты из мрамора, слоновой кости или самоцветов. Причём нижний тёмный слой служил фоном для рельефного изображения. Позже мастера начали создавать сложные украшения из двух контрастных по цвету, склеенных между собой минералов. 

На фото: камея «Гонзага»

В России особенной популярностью камеи пользовались в начале 19 века. На них изображали античные сюжеты, а также русских императоров и императриц. Изготавливали такие украшения в виде броши, кольца или медальона, осыпали драгоценными камнями. 


 

Колесо человеческой истории, поворачиваясь, сметает не только города и цивилизации, но и множество повседневных мелочей. Вещи, что тысячу или двести лет назад были предметами первой необходимости, сегодня даже неизвестны большинству людей. А те аксессуары, на которые люди тратили целые состояния, пылятся на музейных полках, рассказывая об истории столетий. 

Однако мы знаем, что мода на самые актуальные украшения всех времен не пройдет никогда. Серьги, кольца, броши, подвески и колье – это украшения, которые являются неотъемлемой частью женского гардероба и способны добавить изысканности и элегантности любому образу.

На фото: гарнитур с аметистами «Великого достоинства полны» от Ювелирного дома Maxim Demidov

Благодаря своей универсальности и разнообразию, эти аксессуары прекрасно вписываются в любой стиль и дополняют любой наряд. И именно такие высокохудожественные произведения вы найдете в каталоге Ювелирного дома Maxim Demidov.

Cоздаем элитные украшения, сохраняя традиции русского ювелирного искусства в современном исполнении

upper-top