Иеремия Позье – любимый ювелир трёх императриц

Имя Иеремия Позье вошло в историю как «любимого придворного ювелира трёх императриц». И действительно, мастер справедливо считается самым известным из ювелиров, работавших на Российский Императорский двор в бурное время эпохи «дворцовых переворотов». Об уровне его мастерства говорят те немногие ювелирные изделия, которые хранятся в Государственном Эрмитаже и в Алмазном фонде Московского Кремля. В этой статье мы познакомимся поближе с творчеством выдающегося ювелира. 

На фото: Иеремия Позье

Переезд в Российскую Империю

Жереми Позье (а именно так звали мастера до его переезда в Россию) родился в Женеве в 1716 году. Его семья была очень бедной и поэтому, когда юноше было 13 лет, его отец Этьен Позье, вместе с ним и ещё одним сыном отправился в Россию на поиски лучшей жизни. Семья, не имея достаточно денег, прошла пешком Швейцарию, Нидерланды, Германию. В Гамбурге их финансовые ресурсы совсем оскудели, так что Этьен вынужден был продать младшего сына в ученики к ножовщику, а сам сел с Жереми на маленький корабль, который в августе 1729 года доставил их в Санкт-Петербург. 

Иеремия Позье очень тяжело вспоминал этот случай в своих мемуарах: «Отец решился отдать брата моего Филиберта в Гамбурге в учение господину Дюма – ножовщику. Разлука эта была крайне тяжела для меня, так как я привык переносить с ним лишения и нужду. Мы расстались исполненные сильнейшего горя. Бедный брат не спускал глаз с нашего корабля, пока мы не исчезли из виду. Несчастный отец мой, который был не менее меня огорчен этой разлукой, приложил все усилия, чтобы утешить меня».

После долгих скитаний в поисках хорошей работы, в 1731 году Этьен Позье умер. Но всё же перед смертью он успел договориться о том, что Жереми будет учеником у придворного ювелира Бенуа Граверо. Юноша оказался весьма талантливым и вскоре стал главным помощником придворного ювелира.

Талантливый ювелир Иеремия Позье

В мастерской Бенуа Граверо юный Жереми полностью раскрыл свой талант, на лету схватывая сложнейшие техники огранки драгоценных камней и тонкости ювелирного дела. Так в 1732 году началась история бриллиантщика, теперь уже не Жереми, а Иеремия Позье.

На фото: Императрица Анна Иоанновна

Императрица Анна Иоанновна часто приглашала ювелиров работать во дворце и наблюдала за профессионализмом Бенуа Граверо и его ученика, а также отмечала, что ученик существенно превосходит мастерством своего учителя. 

Работа во дворце принесла Позье большую пользу. У него появились связи в придворных кругах и это позволило ему в 1740 году, под покровительством Императрицы Анны Иоанновны, открыть свою собственную мастерскую в артиллерийском квартале Санкт-Петербурга. Также юный талантливый мастер получил титул Придворного ювелира и главного бриллиантового мастера.

Триумф Иеремия Позье

Правление Императрицы Елизаветы Петровны стало триумфальным для Иеремия Позье. Драгоценные украшения в то время носила абсолютно вся знать: женщины и мужчины. 

На фото: Императрица Елизавета Петровна

Когда на престол взошла Елизавета Петровна, то продолжила начатую Анной Иоанновной политику по превращению русского императорского двора в самый блестящий двор Европы. Императрица велела переделать все украшения своих предшественниц, поэтому работы у Позье было предостаточно. 

Ювелирная мастерская Позье росла, в штате у него трудились огранщики, золотых и серебряных дел мастера.

На фото: табакерка с сапфиром. Работа Иеремия Позье

Для императриц и дам из высшего общества мастер изготавливал тончайшие ювелирные работы. В своих изделиях Иеремия Позье отводил драгоценным камням ключевую роль, делая оправу едва заметной. Так создавалось ощущение лёгкости и невесомости узоров из кристаллов. В те годы Иеремия сделал много табакерок, орденских знаков, диадем, колец, серёг и «Драгоценных букетов».

На фото: Драгоценный букет. Работа Иеремия Позье

«Драгоценные букеты» – модное украшение того времени. С обратной стороны букет представлял собой достаточно массивную золотую пластину, а на лицевой стороне красовалась настоящая минералогическая коллекция. 

На фото: Драгоценный букет. Работа Иеремия Позье

Отдельные каменные цветы поражают не только разнообразием всевозможных колористических оттенков и богатством ассортимента, но и тем, что каждый камень имитирует отдельный лепесток или лист, а то и целый цветок. Ради получения требуемого эффекта применялись разнообразные типы огранки в зависимости от вида камня.

На фото: Драгоценный букет. Работа Иеремия Позье

Чтобы каждый камень давал мягкое свечение нужного оттенка, Позье придумал подставлять под кристаллы тончайший слой металлической цветной фольги. В то время самые известные на данный момент месторождения ещё не были открыты и драгоценных кристаллов было известно не так много. 

На фото: Драгоценные букеты. Работа Иеремия Позье

Главное ювелирное творение Иеремия Позье

Когда на престол Российской Империи взошла Екатерина Великая, то поручила Иеремия сотворить коронационный венец. Позье, совместно с опытнейшим ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом, создал своё самое лучшее ювелирное творение, главный коронационный атрибут, которым венчались на царство все Российские самодержцы, начиная с Екатерины II – Большую Императорскую корону. На это творение ювелирам понадобилось 2,5 месяца. 

На фото: Большая Императорская корона

При инкрустации Иеремия воспользовался своим оригинальным методом: сделал восковую модель короны и разместил на ней бриллианты так, чтобы они смотрелись более выигрышно, скрывали дефекты и подчёркивали достоинства. В итоге Большую Императорскую корону украсили:

  • 4936 бриллианта общим весом 2858 карата
  • 75 крупных жемчужин общим весом 763 карата
  • увенчала корону великолепная тёмно-красная благородная шпинель в 398,72 карата

 

Именно эта работа стала венцом творчества Иеремия Позье. В ней проявилось всё его мастерство в работе с благородными камнями, умение тонко чувствовать их природу, представляя каждый кристалл в наиболее выгодном для него свете.

На фото: Екатерина Великая

22 сентября 1762 года в Успенском соборе Московского Кремля Екатерина II торжественно возложила на себя творение Позье и Экарта.

Считается, что корона никогда не покидала Россию. С 1991 года даже вывоз её с территории Кремля объявлен вне закона. Единственное исключение из этого правила – личный указ президента России и только в крайнем случае. 

Сегодня Большая Императорская корона является символом Алмазного фонда России.

 

Мастера Ювелирного дома Maxim Demidov восхищаются талантом и профессионализмом главного и любимого мастера трёх императриц. В своих работах мастера Maxim Demidov также отдают предпочтение цветным драгоценным камням и применяют разные виды огранки в зависимости от вида камня, чтобы представить вам драгоценный шедевр в самом лучшем исполнении. Кстати, в нашей сокровищнице можно найти поистине эффектные украшения с эталонными драгоценными камнями в духе Иеремия Позье.

На фото: кольцо «В духе барокко» от Ювелирного дома Maxim Demidov

В каталоге можно посмотреть не менее прекрасные ювелирные украшения от мастеров Maxim Demidov.

Cоздаем элитные украшения, сохраняя традиции русского ювелирного искусства в современном исполнении

upper-top