Бессмертный стиль Фулько ди Вердура

Есть особая магия в том, когда аристократ предпочитает титулу ремесло. Фулько ди Вердура, потомственный сицилийский герцог, мог бы провести жизнь в фамильных палаццо, но выбрал иное. Селебрити выстраивались в очередь, чтобы заказать у него драгоценности, а в своей мастерской Фулько ди Вердура творил не просто украшения, а закодированные послания.

Как удалось человеку без специального образования создать ювелирный язык, который спустя столетие остаётся эталоном смелости? Почему его работы, как хорошее вино, становятся только ценнее? Ответ – в самой жизни Фулько ди Вердура.

Детство Фулько ди Вердура

Фулько Сантостефано, герцог Вердурский, появился на свет в марте 1898 года в аристократической семье в Палермо. Детство будущего творца прошло на роскошной вилле, окружённой тропическими садами, где сама природа учила его пониманию гармонии и цвета. Но настоящим волшебным царством здесь был не только парк: мальчик рос в компании целого зверинца, где бабуины и верблюд Момо соседствовали с обычными кошками и собаками.

В доме была отличная библиотека. Именно там, в 10-летнем возрасте Фулько наткнулся на альбом с работами Рафаэля. С того момента и на всю жизнь у него осталась любовь к искусству Возрождения. Плюс ко всему тщательно продуманные костюмированные вечеринки, пышное окружение и увлечение искусством эпохи Возрождения способствовали развитию особого вкуса к цвету и дизайну у Фулько ди Вердура.

<p><em>На фото:&nbsp;Фулько ди Вердура в детстве</em></p>

На фото: Фулько ди Вердура в детстве

<p><em>На фото:&nbsp;композитор Коул Портер и его жена Линда</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: композитор Коул Портер и его жена Линда

*источник Pinterest

Перелом наступил в 1923 году, когда после смерти отца Фулько унаследовал титул, но не бесконечные ресурсы. Прежняя жизнь золотой молодёжи эпохи Великого Гэтсби, спускающей состояния на вечеринках, внезапно показала свою зыбкость. И тут проявилась ещё одна грань его удачи – дар притягивать ярких людей. Например, в 1919 году, на одном из светских раутов Фулько ди Вердура познакомился с композитором Коулом Портером и его женой Линдой. Они не просто стали его близкими друзьями, но и теми, кто разглядел в обаятельном аристократе гениального человека. В будущем Коул и Линда оказали мастеру неоценимую поддержку. 

Фулько ди Вердура и Коко Шанель

На одной из ослепительных вечеринок, что устраивали Портеры, судьба свела герцога Вердуру с Габриэль Шанель. Эта встреча стала началом не просто дружбы, а одного из самых плодотворных творческих союзов в истории моды. Уже в 1927 году Коко, с её безошибочным чутьём на таланты, пригласила Фулько в свою команду в качестве доверенного лица: сначала дизайнером по текстилю, а вскоре поручила ему куда более личную и сложную задачу. Коко Шанель хотела переосмыслить драгоценности, которые ей подарили Бендор Гросвенор, герцог Вестминстерский, и русский великий князь Дмитрий. Фулько блестяще справился, превратив фамильные ценности в современные шедевры.

<p><em>На фото:&nbsp;Фулько ди Вердура и Коко Шанель</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: Фулько ди Вердура и Коко Шанель

*источник Pinterest

<p><em>На фото:&nbsp;браслет &laquo;Мальтийский крест&raquo;</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: браслет «Мальтийский крест»

*источник Pinterest

Впечатлённая столь талантливым мастером, Коко назначила его главным дизайнером украшений Chanel. Так началось их сотрудничество, которое продлилось 8 лет.

Венцом плодотворного труда стал браслет «Мальтийский крест» – идеально отражавший философию Вердуры. Как и большинство его работ, браслеты соответствовали духу времени, но с намёком на исторические источники. Крест отсылал не только к военным медалям, но и к аристократическому католическому братству XI века – Мальтийским рыцарям, сделавшим его своей эмблемой. Этот мотив вскоре стал визитной карточкой мастера, а успех был мгновенным и оглушительным. Знаменитый редактор журнала моды Диана Вриланд, преданная клиентка Chanel, приобрела 2 первых и самых известных украшения Verdura – броши «Theodora» и «Ravenna».

От Голливуда к бутику на 5-й Авеню

В 1934 году Фулько ди Вердура, уже успевший покорить Париж, отправился покорять Новый Свет. Вместе с бароном Николасом де Гунцбергом он пересёк Атлантику по приглашению старого друга Коула Портера, мечтая увидеть Голливуд.

На одной из вечеринок Фулько ди Вердура познакомился с Полом Флато – легендарным «ювелиром для звезд». И с 1935 года начинается их головокружительное сотрудничество: Флато нанимает Вердуру главным дизайнером, и вскоре бренд «Verdura for Flato» становится сенсацией, покорившей Америку. Связи Флато в Голливуде открыли Вердуре доступ к самым ярким звёздам: Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн и Марлен Дитрих с удовольствием носили его дерзкие, изысканные творения.

Одними из первых шедевров американского периода стали изумрудное ожерелье «Belt» для Линды Портер и роскошный портсигар, усыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами, который Vogue назвал «самой обсуждаемой безделушкой в городе». Но это было только начало.

<p><em>На фото:&nbsp;Фулько ди Вердура</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: Фулько ди Вердура

*источник Pinterest

<p><em>На фото:&nbsp;Verdura. Брошь Sunburst. Платина, золото, бриллианты. 1939 год.</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: Verdura. Брошь Sunburst. Платина, золото, бриллианты. 1939 год.

*источник Pinterest

1940-е и 1950-е годы стали эпохой настоящего расцвета Verdura. В этот период рождаются его самые знаменитые творения:

  • объёмные украшения с мотивами бантов и узлов;
  • пышные броши-сердца с камнями-кабошонами;
  • массивные парюры с цветными драгоценными камнями;
  • культовые украшения-раковины, где настоящие морские раковины соседствовали с бриллиантами.

 

Особой главой стали причудливые фантазийные изделия – настоящие скульптуры в ювелирном искусстве:

  • снеговик из золота, с сапфирами и эмали;
  • инкрустированный бриллиантами лебедь с телом из барочной жемчужины;
  • эмалированный слон, несущий большой бриллиант и другие.

Одним из самых гениальных и узнаваемых творений Вердуры стали украшения из морских раковин. Сначала он приобрёл коллекцию раковин в Нью-Йоркском музее естественной истории, а затем преобразил их, дополнив золотом и драгоценными камнями.

Миллисент Роджерс, Таллула Бэнкхед и Бетси Уитни стали страстными поклонницами коллекций украшений из морских ракушек. Позже эстафету приняли новые поколения королев моды: Джеки Кеннеди, принцесса Грейс, герцогиня Виндзорская и леди Диана. Так простые морские раковины, преображенные гением Вердуры, навсегда вошли в историю высокой ювелирной моды.

<p><em>На фото: морская раковина в исполнении Фулько ди Вердура</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: морская раковина в исполнении Фулько ди Вердура

*источник Pinterest

<p><em>На фото:&nbsp;салон на 5 Авеню в Нью-Йорке, открытый Фулько ди Вердура при финансовой поддержке друзей Винсента Астора и Коула</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: салон на 5 Авеню в Нью-Йорке, открытый Фулько ди Вердура при финансовой поддержке друзей Винсента Астора и Коула

*источник Pinterest

1 сентября 1939 года Фулько ди Вердура открывает небольшой салон «Verdura» в Нью-Йорке на 5 Авеню при финансовой поддержке Коула Портера и Винсента Астора.

Первая коллекция дебютирует с большим успехом, оказавшись в идеальной точке спроса: американские клиенты, лишившиеся из-за войны возможности покупать украшения в Европе, с восторгом открыли для себя европейский уровень роскоши по другую сторону Атлантики.

Однажды актриса Джоан Фонтейн приобрела брошь «Крыло» с розовым топазом и бриллиантами, а позже надела её на съёмки в знаменитом фильме Хичкока «Подозрение». Это был момент, когда Verdura окончательно вошёл в высшую лигу – не только как любимец светских львиц, но и как полноправный герой голливудской истории.

<p><em>На фото: Джоан Фонтейн с брошью &laquo;Крыло&raquo; от Вердуры в фильме Хичкока &laquo;Подозрение&raquo;, 1941 год.</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: Джоан Фонтейн с брошью «Крыло» от Вердуры в фильме Хичкока «Подозрение», 1941 год.

*источник Pinterest

<p><em>На фото: Сальвадор Дали и&nbsp;Фулько ди Вердура</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: Сальвадор Дали и Фулько ди Вердура

*источник Pinterest

В 1941 году творческий поиск Фулько ди Вердуры привёл к одному из самых неожиданных союзов в истории ювелирного искусства – сотрудничеству с Сальвадором Дали. Результатом стала сюрреалистичная коллекция из 5 объектов, где брошь «Медуза» с миниатюрной картиной, 73-каратным морганитом и золотыми змеями с рубиновыми глазами стала самым откровенным и смелым высказыванием.

Диалог гениев обогатил обоих: Дали открыл для себя мир драгоценностей, а Вердура увлёкся миниатюрной живописью. Хотя его работы часто сравнивают с творениями Джина Шлюмберже из Tiffany, эстетика Вердуры отличается утончённой мягкостью и глубокой связью с историческими мотивами, что делало его дизайны не просто украшениями, но камерными произведениями искусства.

<p><em>На фото: Брошь &laquo;Медуза&raquo; из совместной коллекции Фулько ди Вердура и Сальвадора Дали. 1941 г.</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: Брошь «Медуза» из совместной коллекции Фулько ди Вердура и Сальвадора Дали. 1941 г.

*источник Pinterest

Наследие Фулько ди Вердура

Фулько ди Вердура был перфекционистом до кончиков пальцев. Каждый его дизайн рождался в виде эскиза с точными указаниями по материалам, размерам и цветам. Эти бесценные рисунки бережно хранил его деловой партнёр Джозеф Альфано, и сегодня они составляют золотой фонд архива Verdura. Вдохновение мастера всегда питала богатая почва прошлого: мотивы классического и итальянского ренессансного искусства, крылья, ракушки, стрелы и сердца окружённые развевающимися лентами – всё это обретало в его работах барочное величие.

<p><em>На фото: Фулько ди Вердура</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: Фулько ди Вердура

*источник Pinterest

Герцог Фулько ди Вердура никогда не был женат и не имел детей. В 1973 году творец продал свою долю в бизнесе Альфано и переехал в Лондон. Однако история бренда на этом не завершилась.

В 1985 году компанию приобрёл Уорд Ландриган, бывший глава ювелирного отдела Sotheby's и давний поклонник творчества Вердуры. Салон переместился на новое место на 5 Авеню, всего в нескольких шагах от исторического первого бутика.

Сейчас дело Фулько ди Вердуры продолжил сын Уорда Ландригана – Нико Ландриган, ставший президентом компании 1 сентября 2009 года, в день 70-летнего юбилея дома. Отец и сын хранят наследие основателя, черпая идеи из богатейшего архива, содержащего почти 10 000 оригинальных эскизов, большая часть которых ещё ждёт своего воплощения.

<p><em>На фото: Броши и эскизы&nbsp;из коллекции Фулько ди Вердура</em></p>

<p><em>*источник Pinterest</em></p>

На фото: Броши и эскизы из коллекции Фулько ди Вердура

*источник Pinterest

Фантазийные украшения в стиле Фулько ди Вердуры от мастеров Ювелирного дома Maxim Demidov

Брошь «Тишина благоухания»
Брошь «Тишина благоухания»
Рубин (12) 0,07 карат

Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо – замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье и покой.
А. Ахматова.

1 511 700
Подвеска «Объятие Севера»
Подвеска «Объятие Севера»
Фенакит 79,51 карат

В уникальной подвеске соединены сила природы и трепетная нежность. Центральным акцентом стал редкий уральский фенакит весом 79,51 карат, превращённый в ювелирную миниатюру – три белых медведя, прижимающихся друг к другу на ледяной глыбе. Их образы подобны самому Северу: суровому и величественному, но хранящему в глубине сердца тепло единения и силу родственных связей.

3 732 300
Кольцо «Символ обновления»
Кольцо «Символ обновления»
Жемчуг культивированный 46,06 карат

Анималистичное кольцо привнесёт в жизнь владелицы ощущение новых возможностей и станет вечным напоминанием о том, что перемены всегда ведут к гармонии и свету. 

1 034 600
Брошь «Тишина благоухания»
Брошь «Тишина благоухания»
Рубин (12) 0,07 карат

Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо – замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье и покой.
А. Ахматова.

1 511 700
Подвеска «Объятие Севера»
Подвеска «Объятие Севера»
Фенакит 79,51 карат

В уникальной подвеске соединены сила природы и трепетная нежность. Центральным акцентом стал редкий уральский фенакит весом 79,51 карат, превращённый в ювелирную миниатюру – три белых медведя, прижимающихся друг к другу на ледяной глыбе. Их образы подобны самому Северу: суровому и величественному, но хранящему в глубине сердца тепло единения и силу родственных связей.

3 732 300
Кольцо «Символ обновления»
Кольцо «Символ обновления»
Жемчуг культивированный 46,06 карат

Анималистичное кольцо привнесёт в жизнь владелицы ощущение новых возможностей и станет вечным напоминанием о том, что перемены всегда ведут к гармонии и свету. 

1 034 600

Причудливые, но шикарные драгоценности Verdura выдержали испытание временем. Смелая изобретательность Фулько ди Вердуры, превращавшего византийские мозаики, античные мифы и морские раковины в вечные драгоценности, продолжают вдохновлять современных ювелиров. В их числе и мастера Ювелирного дома Maxim Demidov, создающие редкие высокохудожественные творения, где классическое наследие обретает новое звучание. 

Познакомиться с полной коллекцией ювелирных украшений Maxim Demidov можно в нашем каталоге.

Cоздаем элитные украшения, сохраняя традиции русского ювелирного искусства в современном исполнении

upper-top