- Главная страница
- Блог
- Музей Пфорцхайма – золотая сокровищница Германии
- Главная
- Блог
Музей Пфорцхайма – золотая сокровищница Германии
В сердце Германии, в городе Пфорцхайм, находится уникальная сокровищница мирового значения – Музей ювелирного искусства. Он не похож на другие: здесь за стеклянными витринами собрана вся история человеческой цивилизации, рассказанная через драгоценные металлы и камни. Более 2000 экспонатов, представляющих 50 веков ювелирного мастерства, превращают посещение в путешествие во времени. От изысканных украшений древнеегипетских фараонов до смелых экспериментов современных дизайнеров – каждая витрина открывает новую главу летописи.
Особенность Музея Пфорцхайма в его удивительной способности оживлять прошлое. Это не просто коллекция предметов роскоши, а настоящий учебник по истории искусства, культуре и даже технологиям разных эпох. При этом музей остаётся живым, современным пространством, где регулярно проходят выставки актуальных ювелиров и мастер-классы по старинным техникам.
Пфорцхайм уже несколько столетий считается ювелирной столицей Германии, и его музей стал логичным продолжением этой традиции. Но что делает его по-настоящему уникальным? Почему сюда стоит приехать даже тем, кто никогда не интересовался ювелирным искусством? Ответы найдёте в нашей статье.

На фото: Музей ювелирного искусства Пфорцхайма
История музея Пфорцхайма
Город Пфорцхайм, который называют «золотой столицей Германии», не случайно стал домом для одного из самых значимых ювелирных музеев мира. История музея началась не с громкого открытия, а с обычной школьной коллекции.

На фото: современный Пфорцхайм
В 1877 году здесь открылась Школа прикладного искусства. Её преподаватели собирали украшения, инструменты и эскизы, создавая уникальную базу для обучения студентов. К началу XX века эта скромная коллекция уже насчитывала сотни экспонатов, среди которых были настоящие раритеты, например, ювелирные работы эпохи Возрождения, подаренные местными фабрикантами.
Переломный момент наступил в 1937 году, когда коллекция получила статус музея. Кстати, в военные годы собрание чудом уцелело, так как наиболее ценные экспонаты были спрятаны в соляных шахтах, что спасло их от бомбардировок, уничтоживших 80% города. После войны музей стал символом возрождения Пфорцхайма. А в 1961 году для него построили специальное здание Reuchlinhaus, шедевр послевоенного модернизма, где музей располагается до сих пор.

На фото: Музей ювелирного искусства Пфорцхайма
Сегодня музей продолжает удивлять: в его фондах хранится самая полная в мире коллекция ювелирного авангарда 1960-х годов, включая экспериментальные работы студентов самой пфорцхаймской школы. Познакомим Вас с самыми популярными экспонатами.
Культовые экспонаты Музея Пфорцхайм
Кольцо со скарабеем
Золотое кольцо со скарабеем IV века до нашей эры. Массивное объёмное украшение выполнено из золота с использованием сложной техники чеканки, где каждая деталь жука – от изогнутых лапок до текстурированного панциря – проработана с невероятной точностью.
В коллекцию музея Пфорцхайма кольцо со скарабеем попало в 1958 году из частного собрания немецкого археолога, проводившего раскопки в Малой Азии, где пересекались культурные влияния Греции, Египта и Персии. Уникальный экспонат не только демонстрирует высочайшее мастерство античных ювелиров, но и служит наглядным свидетельством культурного обмена в античном мире.

На фото: Золотое кольцо со скарабеем (IV век до н.э.)

На фото: Ожерелье с медальоном неизвестного мастера (VI век н.э.)
Ожерелье с медальоном
Византийское золотое ожерелье с императорским медальоном VI века представляет собой выдающийся образец ювелирного искусства эпохи расцвета Константинополя. Массивное колье состоит из тонко сплетённых золотых цепей и центрального медальона с профильным изображением одного из преемников императора Юстиниана.
В музейную коллекцию этот уникальный экспонат попал в 1963 году из собрания немецкого археолога, обнаружившего его во время исследований на территории древней Вифинии. Прекрасная сохранность ожерелья позволяет в полной мере оценить мастерство византийских ювелиров, чьи работы стали мостом между античной традицией и средневековым искусством.
Ян Колларт. Подвеска
В 1958 году знаменитый антверпенский гравёр и дизайнер Ян Колларт сотворил уникальную подвеску – великолепный образец фламандского ювелирного искусства эпохи позднего Возрождения. Изделие украшено многоцветной эмалью и жемчугом и демонстрирует характерный для Колларта стиль, в котором соединились натуралистичность фламандской традиции и изящество форм.
Центральный элемент композиции – изысканно выполненная эмалевая миниатюра с мифологическим сюжетом. Историки предполагают, что подобные подвески создавались по эскизам Колларта придворными ювелирами и предназначались для знатных заказчиков.
В коллекцию музея Пфорцхайма подвеска попала в 1954 году из частного собрания, и сегодня она занимает особое место в разделе ренессансного ювелирного искусства, наглядно демонстрируя, как графические работы Колларта воплощались в драгоценных материалах.

На фото: подвеска мастера Яна Колларта. 1582 год

На фото: Обручальное кольцо середины XVII в.
Обручальное кольцо
Обручальное кольцо из коллекции Музея Пфорцхайма представляет собой уникальный памятник религиозного и ювелирного искусства. Массивное украшение выполнено в традиционной для средневековых еврейских обручальных колец форме и увенчано миниатюрной архитектурной эдикулой, символизирующей Иерусалимский Храм. Центральная башня-купол окружена изящными колоннами и арками, выполнена с удивительной точностью и несмотря на крошечные размеры, можно разглядеть детали резных капителей. После церемонии такие кольца обычно не носили повседневно, а хранили как семейную реликвию.
В коллекцию музея это кольцо попало в 1950-х годах из собрания семьи франкфуртских евреев, чьи предки сумели вывезти его во время Тридцатилетней войны. Сегодня оно является одним из редчайших сохранившихся примеров средневекового ювелирного искусства в Европе, напоминая о богатых традициях еврейских общин, чьи мастера-ювелиры внесли значительный вклад в развитие европейского decorative arts.
Браслет 1850 года
Браслет, работы Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса и Жюля Визе – блистательный образец французского ювелирного искусства эпохи историзма. Барочная пышность форм сочетается с классицистической гармонией композиции, а романтическая экспрессия с безупречным техническим совершенством. Изготовленный из золота и серебра, украшенный бриллиантами, изумрудами, рубинами и сапфирами, он демонстрирует виртуозное владение техниками чеканки, зерни и эмалирования, которыми славилась парижская мастерская Фроман-Мёриса.
Историки считают, что браслет мог быть создан для одной из всемирных выставок, где работы Фроман-Мёриса неоднократно удостаивались высших наград. А в коллекцию музея Пфорцхайма этот шедевр попал в 1928 году из собрания баденских герцогов.

На фото: Браслет работы Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса и Жюля Визе

На фото: брошь-букет неизвестного мастера
Брошь-букет
Брошь-букет XIX века – роскошный корсажный аксессуар в виде изысканного букета с бриллиантами и изумрудами. Каждый цветок закрёплен на тончайших пружинках, поэтому создаётся эффект трепетания при малейшем движении. Особую ценность изделию придаёт не только использование камней исключительного качества, но и уникальная техника «невидимой» закрепки, когда металлическая основа практически не видна за сверканием граней.
Споры о происхождении броши разделили экспертов: одни отмечают характерные для елизаветинской эпохи приёмы. Например, стилизованные гиацинты из изумрудов, бывшие особенно популярными при дворе императрицы. Другие указывают на технологические нюансы характерные уже для мастерских Карла Фаберже, работавшего с императорской коллекцией в конце XIX века.
В музей Пфорцхайма брошь попала в 1926 году через берлинского антиквара, который приобрел её у семьи русских эмигрантов. По их словам, украшение хранилось в семье со времён Екатерины II.
Диадема
Диадема Рене Лалика, созданная им в 1903 году – это квинтэссенция эстетики ар-нуво, воплощённая в драгоценных материалах. Созданная в период творческого расцвета французского мастера, она демонстрирует его фирменный стиль: золотой обруч, словно оплетённый живыми ветвями, украшен прозрачной эмалью нежных зеленоватых оттенков, имитирующей молодую листву.
Как утверждают знатоки, в начале XX века Лалик часто сотрудничал с Домом моды Жака Дусе, оформляя спектакли, поэтому мог сотворить свой шедевр специально для одной из парижских театральных премьер.
В коллекцию музея диадема попала в 1958 году через частного коллекционера, сохранившего оригинальный футляр с клеймом мастера.

На фото: Диадема. Мастер: Рене Лалик
Музей ювелирного искусства Пфорцхайма – это настоящее путешествие сквозь века, где каждая витрина рассказывает свою уникальную историю. От древнеегипетских амулетов до современных авангардных экспериментов, от византийских реликвий до изысканных творений эпохи ар-нуво. Здесь собраны лучшие образцы ювелирного мастерства разных эпох и культур.
Музей ювелирного искусства Пфорцхайма – это то место, где оживают легенды, а мастерство художников прошлого вдохновляет новые поколения создавать свои шедевры.
Драгоценные творения мастеров Ювелирного дома Maxim Demidov

Кольцо «Восхищаясь красотой момента» – это поэтическое воплощение тех редких состояний, когда сердце замирает от созерцания красоты. В ювелирном образе всё подчинено тонкой эмоции восхищения – едва уловимой, но глубоко проникающей, как свет, который касается души. Украшение будто останавливает мгновение, делая его вечным.

Гарнитур «Обдавая жаром» не стремится к сдержанности – он проникает внутрь, словно жаркое дыхание, пробегающее по коже и оставляющее след. Здесь форма, свет и цвет сливаются в единый пульс — мощный, завораживающий, живущий в ритме чувства.

В ювелирном доме Maxim Demidov уверенны, что настоящее украшение способно не просто радовать глаз, но и наделять смыслом, энергией, состоянием. Именно такой посыл заложен в кольце «Несущий процветание» – эксклюзивном украшении, в котором каждый элемент поддерживает идею внутреннего изобилия, уверенности и благополучия.

Кольцо «Восхищаясь красотой момента» – это поэтическое воплощение тех редких состояний, когда сердце замирает от созерцания красоты. В ювелирном образе всё подчинено тонкой эмоции восхищения – едва уловимой, но глубоко проникающей, как свет, который касается души. Украшение будто останавливает мгновение, делая его вечным.

Гарнитур «Обдавая жаром» не стремится к сдержанности – он проникает внутрь, словно жаркое дыхание, пробегающее по коже и оставляющее след. Здесь форма, свет и цвет сливаются в единый пульс — мощный, завораживающий, живущий в ритме чувства.

В ювелирном доме Maxim Demidov уверенны, что настоящее украшение способно не просто радовать глаз, но и наделять смыслом, энергией, состоянием. Именно такой посыл заложен в кольце «Несущий процветание» – эксклюзивном украшении, в котором каждый элемент поддерживает идею внутреннего изобилия, уверенности и благополучия.
Вдохновляясь великолепием экспонатов Музея ювелирного искусства Пфорцхайма, помните, что украшения с натуральными природными камнями можно найти в каталоге Ювелирного дома Maxim Demidov, где традиции высокого мастерства сочетаются с современным дизайном.
Cоздаем элитные украшения, сохраняя традиции русского ювелирного искусства в современном исполнении